УСТАВ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ГЕОНАУКАМ И ГЕОПАРКАМ

Международная программа по геонаукам и геопаркам (МПГГ) осуществляется по двум направлениям деятельности: Международная программа по геонаукам – совместное мероприятие с Международным союзом геологических наук (МСГН) и глобальные геопарки ЮНЕСКО. Они координируют свою работу посредством общего Секретариата ЮНЕСКО и совместных координационных совещаний своих соответствующих президиумов, созываемых по мере необходимости. Работой МПГГ руководят председатели двух соответствующих советов.

В настоящий Устав могут вноситься поправки Генеральной конференцией ЮНЕСКО по ее собственной инициативе или по предложению Генерального директора ЮНЕСКО.

Часть A: Международная программа по геонаукам

Статья 1: Международная программа по геонаукам

Международная программа по геонаукам (МПГК) как часть МПГГ содействует междисциплинарным исследованиям в области геонаук среди исследователей во всем мире посредством совместной научной работы, совещаний и семинаров. С момента ее создания в 1972 г. МПГК оказала поддержку более чем 350 проектам приблизительно в 150 странах. МПГК объединяет ученых всего мира и предоставляет им стартовые средства для разработки и проведения совместных международных исследований и коллективной публикации результатов. Среди критериев отбора важное место отводится научному качеству и масштабам международного многодисциплинарного сотрудничества, которое может осуществляться благодаря предлагаемому проекту.

Статья 2: Совет Международной программы по геонаукам

2.1 Настоящим учреждается Совет Международной программы по геонаукам (именуемой ниже «МПГК»).

2.2 Совет состоит из шести рядовых членов, имеющих право голоса и назначаемых по взаимной договоренности Генеральным директором ЮНЕСКО и Президентом МСГН. Генеральный директор ЮНЕСКО и Генеральный секретарь МСГН или их представители являются членами Совета по должности без права голоса.

2.3 Рядовыми членами Совета назначаются эксперты высокого уровня, активно участвующие в научных исследованиях, связанных с целями МПГК, с учетом справедливого географического распределения и гендерного равенства. Они выступают в личном качестве, не как представители своих соответствующих государств или любых других дочерних структур. Они не должны иметь конфликта интересов и не должны запрашивать или принимать указания от правительств или других властей.

2.4 Рядовые члены Совета назначаются на срок в четыре года, который может быть продлен один раз. Состав Совета обновляется наполовину каждые два года. При назначении первого состава Совета Генеральный директор ЮНЕСКО указывает тех членов, первоначальный срок полномочий которых истекает через два года.

2.5 В случае отставки рядового члена или его неспособности выполнять свои функции он может быть заменен на оставшийся срок своих полномочий в соответствии с процедурой, определенной выше.

2.6 Совет несет ответственность за консультирование Генерального директора ЮНЕСКО и Президента МСГН относительно стратегии, планирования и осуществления МПГК и, в частности, за:

(a) контроль за осуществлением МПГК с организационной и научной точек зрения;

(b) изучение предложений, касающихся развития и изменения программы;

(c) рекомендацию научных проектов, представляющих интерес для стран – членов МПГК;

(d) координацию международного сотрудничества в рамках МПГК;

(e) содействие в разработке национальных и региональных проектов, связанных с МПГК;

(f) рекомендацию любых мер, которые могут потребоваться для успешного осуществления программы;

(g) координацию МПГК с соответствующими международными программами.

2.7 При выполнении своей деятельности Совет может всесторонне использовать возможности, предоставляемые ЮНЕСКО, МСГН, другими международными организациями, правительствами и фондами. Совет может также консультироваться по научным вопросам со всеми соответствующими международными или национальными правительственными или неправительственными научными организациями и, в частности, с Международным советом по науке (МСНС).

2.8 После каждой сессии Совет представляет доклад о своей работе и свои рекомендации Президиуму, упомянутому в статье 4 ниже. Этот доклад направляется МСГН, государствам-членам и членам – сотрудникам ЮНЕСКО.

2.9 Совет представляет каждой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО доклад о ходе выполнения МПГК в качестве части совместного доклада МПГГ и ежегодно представляет доклад Исполнительному комитету МСГН.

2.10 Совет принимает свои Правила процедуры.

Статья 3: Сессии Совета Международной программы по геонаукам

3.1 Совет проводит заседания не реже одного раза в год по приглашению ЮНЕСКО и МСГН. Заседания Совета являются открытыми, если Совет не принимает иного решения.

3.2 Государства-члены и члены – сотрудники ЮНЕСКО и органы, входящие в состав МСГН, получают приглашение направить наблюдателей на открытые сессии Совета.

3.3 Организация Объединенных Наций и другие организации системы Организации Объединенных Наций, с которыми ЮНЕСКО заключила соглашения о взаимном представительстве, могут быть представлены на сессиях Совета.

3.4 Генеральный директор ЮНЕСКО может направить приглашения с просьбой прислать наблюдателей на сессии Совета:

(a) организациям системы Организации Объединенных Наций, с которыми ЮНЕСКО не заключила соглашения о взаимном представительстве;

(b) межправительственным организациям;

(c) международным неправительственным организациям в соответствии с Директивами, касающимися партнерских отношений ЮНЕСКО с международными неправительственными организациями.

3.5 Представители Научного совета, упомянутые в статье 5 ниже, могут также присутствовать на сессиях Совета в соответствии с правилами, которые разработают ЮНЕСКО и МСГН.

3.6 Наблюдатели от заинтересованных международных научных организаций могут приглашаться на заседания Совета в соответствии с положениями и правилами, действующими в ЮНЕСКО и в МСГН.

3.7 Представители и наблюдатели, упомянутые в пунктах 3.23.6 выше, не имеют права голоса.

3.8 В начале своей очередной сессии после назначения новых членов в соответствии со статьей 2.4 выше Совет избирает председателя, заместителя председателя и докладчика, которые занимают эти должности в течение двух лет.

Статья 4: Президиум Международной программы по геонаукам

4.1 Настоящим учреждается Президиум МПГК.

4.2 Президиум состоит из пяти членов: председателя, заместителя председателя и докладчика Совета МПГК. Генеральный директор ЮНЕСКО и Генеральный секретарь МСГН или их представители являются членами Президиума по должности без права голоса.

4.3 В обязанности Президиума входит:

(a) принятие окончательных решений относительно предложений по проектам МПГК и уровней финансирования;

(b) проведение в необходимых случаях совместных координационных совещаний с Президиумом совета по глобальным геопаркам ЮНЕСКО.

4.4 Президиум принимает свои Правила процедуры.

4.5 Доклад о сессиях Президиума направляется Совету, а также государствам-членам и членам – сотрудникам ЮНЕСКО.

Статья 5: Научный совет

5.1 При выполнении Советом своих научных обязанностей ему оказывает помощь Научный совет, учреждаемый для этой цели совместно ЮНЕСКО и МСГН по рекомендации Совета.

5.2 Функции Научного совета заключаются в оценке предложений по проектам с точки зрения их научных достоинств, финансовых потребностей, экономического и социального интереса и соответствия программе в целом, а также в представлении Совету рекомендаций, касающихся этих предложений. Совет определяет полномочия Научного совета.

Статья 6: Секретариат

6.1 Услуги Секретариата для МПГК предоставляет ЮНЕСКО и МСГН, если последний того пожелает; Секретариат обеспечивает необходимое обслуживание всех заседаний Совета и его Президиума.

6.2 Генеральный директор ЮНЕСКО принимает меры, необходимые для созыва заседаний Совета.

Часть B: Глобальные геопарки ЮНЕСКО

Статья 1: Глобальные геопарки ЮНЕСКО

Глобальные геопарки ЮНЕСКО в рамках МПГГ являются механизмом международного сотрудничества, посредством которого районы геологического наследия международного значения оказывают друг другу поддержку на основе подхода к сохранению этого наследия по принципу «снизу вверх» для взаимодействия с местными сообществами в интересах популяризации этого наследия и применения устойчивого подхода к развитию таких территорий. Эти районы могут подавать через МПГГ заявки в ЮНЕСКО в целях присвоения им статуса «Глобального геопарка ЮНЕСКО», исходя из более широкого мандата Организации.

Статья 2: Совет по глобальным геопаркам ЮНЕСКО

2.1 Настоящим учреждается Совет по глобальным геопаркам ЮНЕСКО.

2.2 Совет состоит из 12 рядовых членов, имеющих право голоса, которые назначаются Генеральным директором ЮНЕСКО по рекомендации Глобальной сети геопарков (ГСГ) и государств-членов. В дополнение к этому Генеральный директор ЮНЕСКО, Президент ГСГ, Генеральный секретарь МСГН, Генеральный директор МСОП или их представители являются членами Совета по должности без права голоса.

2.3 Рядовыми членами Совета назначаются эксперты высокого уровня, выбираемые на основе их признанного опыта, научных или профессиональных квалификаций в соответствующих областях с учетом справедливого географического распределения и гендерного равенства. Они выступают в личном качестве, не как представители своих соответствующих государств или любых других дочерних структур. Они не должны иметь конфликта интересов и не должны запрашивать или принимать указания от правительств или других властей

2.4 Срок полномочий рядовых членов Совета составляет четыре года, который может быть продлен один раз. Состав Совета обновляется наполовину каждые два года. При назначении первого состава Совета Генеральный директор ЮНЕСКО указывает тех членов, первоначальный срок полномочий которых истекает через два года.

2.5 В случае отставки рядового члена или его неспособности выполнять свои функции он может быть заменен на оставшийся срок своих полномочий в соответствии с процедурой, определенной выше.

2.6 Совет несет ответственность за консультирование Генерального директора ЮНЕСКО относительно стратегии, планирования и осуществления деятельности глобальных геопарков ЮНЕСКО и, в частности, за:

(a) привлечение и распределение средств;

(b) обеспечение координации между глобальными геопарками ЮНЕСКО и другими соответствующими программами.

2.7 Совет несет ответственность за оценку заявок, касающихся присвоения или продления статуса глобального геопарка ЮНЕСКО, полученных от уполномоченных органов в государствах-членах, как указано в Руководящих принципах деятельности. Совет отвечает также за принятие решений относительно целесообразности передачи новых заявок на утверждение Исполнительному совету. Решения Совета относительно новых заявок, касающихся присвоения статуса глобального геопарка ЮНЕСКО, представляются на утверждение Исполнительному совету ЮНЕСКО в документе, который готовится Президиумом Совета по глобальным геопаркам совместно с Секретариатом ЮНЕСКО. Рассмотрение любых заявок на продление статуса предусматривает применение той же процедуры, что и первоначальное его присвоение.

2.8 Совет отвечает за санкционирование продления статуса в отношении глобальных геопарков ЮНЕСКО, прошедших повторную аттестацию.

2.9 Решения Совета не подлежат апелляции.

2.10 После каждой сессии Совет представляет доклад о своей работе и своих решениях Президиуму, упомянутому в нижеследующей статье 4. Этот доклад направляется государствам-членам и членам – сотрудникам ЮНЕСКО.

2.11 Совет представляет каждой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО доклад о ходе работы в области глобальных геопарков ЮНЕСКО в качестве части совместного доклада МПГГ.

2.12 Совет устанавливает свои собственные Правила процедуры.

Статья 3: Сессии Совета по глобальным геопаркам ЮНЕСКО

3.1 Совет ежегодно проводит очередную сессию, по возможности в ходе региональной или международной конференции по глобальным геопаркам ЮНЕСКО. Все расходы, связанные с сессиями Совета, покрываются принимающим глобальным геопарком ЮНЕСКО или любым другим организатором конференции. Если такая конференция не созывается, то сессия Совета откладывается, проводится в дистанционной форме, или в Штаб-квартире ЮНЕСКО в зависимости от наличия средств.

3.2 Совет может созывать внеочередные сессии, расходы на которые покрываются за счет внебюджетных средств.

3.3 Государства-члены и члены – сотрудники ЮНЕСКО могут направлять наблюдателей на сессии Совета.

3.4 Организация Объединенных Наций и другие организации системы Организации Объединенных Наций, с которыми ЮНЕСКО заключила соглашения о взаимном представительстве, могут по желанию направлять своих представителей на сессии Совета.

3.5 Генеральный директор ЮНЕСКО может направить приглашения с просьбой прислать наблюдателей на сессии Совета:

(a) организациям системы Организации Объединенных Наций, с которыми ЮНЕСКО не заключила соглашения о взаимном представительстве;

(b) межправительственным организациям;

(c) международным неправительственным организациям в соответствии с Директивами, касающимися партнерских отношений ЮНЕСКО с международными неправительственными организациями.

3.6 Представители и наблюдатели, упомянутые в пунктах 3.33.5 выше, не имеют права голоса.

3.7 В начале своей очередной сессии после назначения новых членов в соответствии со статьей 2.4 выше Совет избирает председателя, заместителя председателя и докладчика, которые занимают эти должности в течение двух лет.

Статья 4: Президиум Совета по глобальным геопаркам ЮНЕСКО

4.1 Настоящим учреждается Президиум Совета по глобальным геопаркам ЮНЕСКО.

4.2 Президиум состоит из пяти членов: председателя, заместителя председателя и докладчика Совета по глобальным геопаркам ЮНЕСКО. Генеральный директор ЮНЕСКО и Президент ГСГ или их представители являются членами Президиума по должности без права голоса.

4.3 В обязанности Президиума входит:

(a) подготовка совместно с Секретариатом необходимой документации для Исполнительного совета ЮНЕСКО в целях окончательного утверждения им заявок, касающихся присвоения или продление статуса глобального геопарка ЮНЕСКО на основании решений Совета;

(b) проведение в необходимых случаях совместных координационных совещаний с Президиумом Международной программы по геонаукам (МПГК);

(c) определение состава группы по оценке всех заявок, касающихся статуса или повторной аттестации.

4.4 Президиум принимает свои собственные Правила процедуры.

4.5 Доклад о сессиях Президиума направляется Совету, а также государствам-членам и членам – сотрудникам ЮНЕСКО.

Статья 5: Группы по оценке

5.1 Группы по оценке на независимой основе:

(a) оценивают заявки, касающиеся присвоения или продления статуса и повторной аттестации глобальных геопарков ЮНЕСКО на основе строгих руководящих принципов, определенных Советом;

(b) подготавливают для Совета доклад о результатах оценки заявок, касающихся присвоения или продления статуса и повторной аттестации.

5.2 Секретариат совместно с ГСГ ведет реестр специалистов по оценке.

5.3 Члены каждой группы по оценке выбираются Президиумом из включенных в реестр специалистов по оценке.

5.4 Специалисты по оценке выступают в личном качестве, не как представители своих соответствующих государств или других дочерних структур. ГСГ обеспечивает, чтобы специалисты по оценке не имели конфликта интересов в отношении новых заявок, касающихся присвоения статуса глобального геопарка ЮНЕСКО или его продления, требующего повторной аттестации. Специалисты по оценке не должны запрашивать или принимать указания от правительств или других властей и не проводят миссии в своей собственной стране.

Статья 6: Секретариат

6.1 Секретариатское обслуживание глобальных геопарков ЮНЕСКО обеспечивается ЮНЕСКО.

6.2 Генеральный директор ЮНЕСКО принимает меры, необходимые для созыва заседаний Совета.

РУКОВОДЯЩИе ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛОБАЛЬНЫХ ГЕОПАРКОВ ЮНЕСКО

1. ВВЕДЕНИЕ

Концепция геопарка возникла в середине 1990х годов в ответ на необходимость сохранения и повышения ценности районов, имеющих большое геологическое значение в истории Земли. Ландшафты и геологические формации являются ключевыми свидетелями эволюции нашей планеты и определяющими факторами нашего будущего устойчивого развития. С самого начала для геопарков был принят подход по принципу «снизу вверх» или делегирования полномочий местным общинам для обеспечения возможности сохранения и популяризации геологической значимости этих районов в интересах науки, образования и культуры наряду с их использованием в качестве устойчивого экономического ресурса, например, посредством развития ответственного туризма. В 2004 г. при поддержке со стороны ЮНЕСКО 17 членов Европейской сети геопарков и восьми китайских геопарков объединились для создания Глобальной сети геопарков (ГСГ), которая приобрела в 2014 г. юридический статус, насчитывая в то время в качестве членов более 100 глобальных геопарков.

Глобальные геопарки ЮНЕСКО должны иметь геологические характеристики международного значения. Они проходят независимую оценку со стороны научных специалистов в соответствующей дисциплине наук о Земле. Глобальные геопарки ЮНЕСКО являются живыми, работающими ландшафтами, где научное и местное сообщества осуществляют взаимовыгодное сотрудничество.

В центре концепции глобальных геопарков ЮНЕСКО находится образование на всех его ступенях. Начиная от университетских исследователей и кончая местными общинными группами, глобальные геопарки ЮНЕСКО содействуют ознакомлению общественности с историей нашей планеты, которую можно прочитать по горным породам, ландшафтам и текущим геологическим процессам. Глобальные геопарки ЮНЕСКО содействуют также установлению связей между геологическим наследием и всеми другими аспектами природного и культурного наследия этих районов, четко демонстрируя то, что георазнообразие является фундаментом всех экосистем и основой взаимодействия человека с ландшафтом.

Глобальные геопарки ЮНЕСКО способствуют достижению целей ЮНЕСКО, содействуя популяризации геологии и науки в целом посредством внесения более широкого вклада в реализацию мандата ЮНЕСКО на основе сквозной деятельности в области образования, культуры и коммуникации.

2. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ

2.1 Глобальные геопарки ЮНЕСКО в рамках Международной программы ЮНЕСКО по геонаукам и геопаркам

Глобальные геопарки ЮНЕСКО в рамках Международной программы ЮНЕСКО по геонаукам и геопаркам (МПГГ) содействуют международному сотрудничеству между районами с геологическим наследием международного значения посредством применения подхода по принципу «снизу вверх» к сохранению, обеспечению поддержки со стороны местных сообществ, популяризации наследия и устойчивого развития этих районов. Эти районы подают через МПГГ в ЮНЕСКО, являющуюся единственной организацией ООН, обладающей компетенцией в области наук о Земле, заявки, касающиеся присвоения им статуса «Глобального геопарка ЮНЕСКО», что основано на более широком мандате Организации.

2.2 Глобальные геопарки ЮНЕСКО

Глобальные геопарки ЮНЕСКО являются едиными, объединенными географическими районами, где управление объектами и ландшафтами международного геологического значения осуществляется на основе целостной концепции охраны, образования и устойчивого развития. Международное геологическое значение глобального геопарка ЮНЕСКО определяется научными специалистами, входящими в «группу по оценке глобальных геопарков ЮНЕСКО», которые подготавливают глобальную сравнительную оценку на основе прошедших рецензирование, опубликованных исследований, проводившихся на геологических объектах в этом районе. Глобальные геопарки ЮНЕСКО используют геологическое наследие в связи со всеми другими аспектами природного и культурно наследия района в интересах повышения осведомленности общественности и более углубленного понимания ключевых вопросов, возникающих перед обществом в контексте динамичного развития планеты, на которой мы все живем.

2.3 Использование логотипа

Глобальные геопарки ЮНЕСКО получат право использовать «комбинированный логотип», который будет разработан для глобальных геопарков ЮНЕСКО. Использование такого логотипа будет регулироваться в рамках Директив, касающихся использования наименования, сокращенного наименования, эмблемы и названий интернет-доменов ЮНЕСКО 2007 г., или любых последующих директив.

2.4 Географическая представленность

Являясь частью ЮНЕСКО, МПГГ должна способствовать обеспечению сбалансированной глобальной географической представленности для глобальных геопарков ЮНЕСКО.

3. КРИТЕРИИ ДЛЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ГЕОПАРКОВ ЮНЕСКО

(i) Глобальные геопарки ЮНЕСКО должны быть едиными, объединенными географическими районами, где управление объектами и ландшафтами международного геологического значения осуществляется на основе целостной концепции охраны, образования и устойчивого развития. Глобальный геопарк ЮНЕСКО должен иметь четко определенные границы, быть надлежащего размера для выполнения своих функций и содержать геологическое наследие международного значения, прошедшее независимую оценку со стороны научных специалистов.

(ii) Глобальные геопарки ЮНЕСКО должны использовать это наследие в связи со всеми другими аспектами природного и культурного наследия района в интересах повышения осведомленности общественности о ключевых вопросах, возникающих перед обществом в контексте динамичного развития планеты, на которой мы все живем, в том числе для углубления знаний и понимания геологических процессов, опасных геологических явлений, изменения климата, необходимости устойчивого использования природных ресурсов Земли, эволюции жизни и расширения прав и возможностей коренных народов, но не ограничиваясь только этими целями.

(iii) Глобальные геопарки ЮНЕСКО должны быть районами, имеющими орган управления, обладающий признанным статусом в рамках национального законодательства. Органы управления должны быть оснащены соответствующим оборудованием для надлежащего рассмотрения вопросов всего района глобального геопарка ЮНЕСКО.

(iv) В том случае, если район, в отношении которого подается заявка, перекрывает другой объявленный объект ЮНЕСКО, такой как объект всемирного наследия или биосферный заповедник, то такая заявка должна быть четко обоснована и должны быть представлены доказательства в отношении того, как статус глобального геопарка ЮНЕСКО принесет дополнительную пользу благодаря обладанию независимым брендом и синергии с другими номинациями.

(v) Глобальные геопарки ЮНЕСКО должны активно привлекать местные сообщества и коренные народы в качестве ключевых заинтересованных сторон на территории геопарка. В партнерстве с местными сообществами должен быть разработан и осуществляться совместный план по управлению, учитывающий социальные и экономические потребности местного населения, обеспечивающий охрану ландшафта, в котором оно живет и сохранение его культурной самобытности. Рекомендуется, чтобы в управлении глобальным геопарком ЮНЕСКО были представлены все соответствующие местные и региональные участники и органы власти. Знания, практика и системы управления местного и коренного населения должны быть, наряду с научными знаниями, включены в процесс планирования и управления этим районом.

(vi) Глобальным геопаркам ЮНЕСКО предлагается обмениваться опытом и экспертными знаниями и осуществлять совместные проекты в рамках ГСГ. Членство в ГСГ является обязательным.

(vii) Глобальный геопарк ЮНЕСКО должен соблюдать местные и национальные законы, касающиеся охраны геологического наследия. Определение объекта в качестве геологического наследия в рамках глобального геопарка ЮНЕСКО должно получить юридическую защиту до представления любой заявки. В то же время, глобальный геопарк ЮНЕСКО должен использоваться в качестве средства содействия охране геологического наследия на местном и национальном уровнях. Орган управления не должен принимать непосредственного участия в продаже геологических предметов, таких как окаменелости, минералы, отполированные куски горных пород и декоративные породы такого типа, которые обычно встречаются в так называемых магазинах по продаже горных пород в рамках глобального геопарка ЮНЕСКО (независимо от их происхождения), и должны решительно противодействовать неустойчивым моделям торговли геологическими материалами в целом. В тех случаях, когда ответственная деятельность четко обоснована и является частью наиболее эффективных и устойчивых средств управления объектом, орган управления может разрешить сбор на разумной основе геологических материалов для научных и образовательных целей на возобновляемых естественным образом объектах в рамках глобального геопарка ЮНЕСКО. Торговля геологическими материалами на основе такой системы может допускаться в исключительных случаях, при условии ее четкого и публичного разъяснения, обоснования и мониторинга в качестве наилучшего варианта для глобального геопарка в связи с местными обстоятельствами. Такие обстоятельства подлежат утверждению в каждом конкретном случае со стороны Совета по глобальным геопаркам ЮНЕСКО.

(viii) Соответствие данным критериям проверяется на основе контрольного списка вопросов для целей оценки и повторной аттестации.

4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ

4.1 Совет по глобальным геопаркам ЮНЕСКО

Совет является органом, принимающим решения в отношении новых заявок, касающихся присвоения статуса и повторной аттестации глобальных геопарков ЮНЕСКО, который несет ответственность за консультирование Генерального директора по вопросам стратегического планирования и осуществления деятельности глобальных геопарков в рамках МПГГ. Совет состоит из 12 рядовых членов с правом голоса, которые являются лицами, назначаемыми Генеральным директором ЮНЕСКО по рекомендации ГСГ и государств-членов. В дополнение к этому Генеральный директор ЮНЕСКО, Президент ГСГ, Генеральный секретарь МСГН, Генеральный директор МСОП или их представители являются членами Совета по должности без права голоса. Рядовыми членами Совета назначаются эксперты высокого уровня, выбираемые на основе их признанного опыта, научной или профессиональной квалификации в соответствующих областях с учетом справедливого географического распределения и гендерного равенства. Рядовые члены выступают в личном качестве, не как представители своих соответствующих государств или любых других дочерних структур. Члены Совета должны дать письменное согласие на то, что они будут воздерживаться от принятия решений в случае конфликта интересов в отношении заявок, касающихся присвоения статуса глобального геопарка ЮНЕСКО или его продления, требующего повторной аттестации.

4.2 Президиум Совета по глобальным геопаркам ЮНЕСКО

Президиум состоит из пяти членов: председателя, заместителя председателя и докладчика Совета по глобальным геопаркам ЮНЕСКО. Генеральный директор ЮНЕСКО и Президент Глобальной сети геопарков (ГСГ) или их представители являются членами Президиума по должности без права голоса. Основная обязанность Президиума заключается в подготовке совместно с Секретариатом необходимой документации для Исполнительного совета ЮНЕСКО с целью окончательного утверждения заявок, касающихся присвоения статуса глобального геопарка ЮНЕСКО на основании решений Совета. Президиум глобальных геопарков ЮНЕСКО проводит совместные координационные совещания с Президиумом Международной программы по геонаукам (МПГК).

4.3 Группа по оценке глобальных геопарков ЮНЕСКО

В отношении глобальных геопарков ЮНЕСКО проводится оценка как при первоначальном представлении заявки на присвоение статуса, так и в процессе повторной аттестации, независимой группой в составе экспертов-консультантов и специалистов по оценке, участвующих в полевых миссиях.

Международное значение геологического наследия каждого глобального геопарка ЮНЕСКО, указанного в новой заявке, оценивается экспертами-консультантами на основе конкретных общедоступных научных критериев. К МСГН обращается просьба координировать выполнение этой роли и обеспечивать ежегодную своевременную подготовку всех заявлений относительно научной ценности и международного значения геологического наследия потенциального глобального геопарка ЮНЕСКО, с тем чтобы специалисты по оценке имели возможность получить к ним доступ до выполнения миссии по оценке на местах. В случае необходимости могут привлекаться и другие организации.

Секретариат ЮНЕСКО совместно с ГСГ составляет и ведет реестр специалистов по оценке, которые проводят на местах оценку новых заявок в отношении потенциальных глобальных геопарков ЮНЕСКО. Эти специалисты должны обладать комплексным признанным профессиональным опытом, касающимся развития глобальных геопарков (вопросы геологического наследия, сохранения, устойчивого развития, развития и популяризации туризма и охраны окружающей среды). Эти же специалисты проводят также миссии по повторной аттестации.

Специалисты по оценке глобальных геопарков ЮНЕСКО должны следовать строгим руководящим принципам, установленным Советом для новых заявок и миссий по повторной аттестации. Они выступают в личном качестве, не как представители своих соответствующих государств или других дочерних структур. ГСГ должен обеспечить, чтобы специалисты по оценке не имели конфликта интересов в отношении первичных заявок, касающихся присвоения статуса глобального геопарка ЮНЕСКО или его продления, требующего повторной аттестации. Специалисты по оценке не должны запрашивать или принимать указания от правительств или других властей и не проводят миссии в своей собственной стране. Если какой-либо национальный комитет по геопаркам желает высказать замечания в отношении оценки или миссии по повторной аттестации, то именно специалисты по оценке принимают решение о том, какие из представленных замечаний и какую именно информацию они включают в свои окончательные доклады. От экспертов ожидается своевременное представление своих докладов ЮНЕСКО. Специалисты по оценке не имеют статуса «экспертов в командировке», предусмотренного Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Организации Объединенных Наций 1946 г.

4.4 Национальные комитеты по геопаркам

Государства-члены играют активную роль в развитии своих глобальных геопарков ЮНЕСКО. С учетом этого, и только если того пожелает государство-член, рекомендуется создание национального комитета по геопаркам. Указанные «национальные комитеты» могут иметь иное наименование, например, национальный форум, национальная целевая группа или целевая группа. Они могут создаваться компетентным органом, ответственным за геопарки в этом государстве-члене. Комитеты должны быть признаны национальной комиссией по делам ЮНЕСКО этого государства-члена или соответствующим правительственным органом, ответственным за отношения с ЮНЕСКО. Эти комитеты должны также в соответствующих случаях поддерживать связи с существующими национальными комитетами по МПГК.

Возможный сбалансированный состав национального комитета по геопаркам:

• представитель(и) национальной комиссии по делам ЮНЕСКО и/или соответствующего правительственного органа, ответственного за отношения с ЮНЕСКО;

• представитель(и) национальной геологической организации или службы;

• представитель(и) национальной организации по окружающей среде/охраняемому району;

• представитель(и) национального органа по культурному наследию;

• представитель(и) национальной организации по туризму;

• представитель(и) национального комитета по МПГК;

• представители глобальных геопарков ЮНЕСКО, если таковые существуют, в этом государстве-члене (возможна их ротация в странах, имеющих много глобальных геопарков ЮНЕСКО);

• в случае необходимости могут включаться другие и дополнительные члены для учета конкретного национального контекста.

Работа комитета на национальном уровне может заключаться в следующем:

• координация национального вклада в деятельность глобальных геопарков ЮНЕСКО в рамках МПГГ;

• определение геологического наследия и повышение осведомленности общественности о важности этого наследия;

• содействие развитию новых глобальных геопарков ЮНЕСКО, оценка и утверждение заявок, касающихся присвоения статуса, повторной аттестации и продление статуса;

• наблюдение за любой миссией по оценке или повторной аттестации в этом государстве-члене, если оно того пожелает;

• представление национальной комиссии по делам ЮНЕСКО этого государства-члена или соответствующему правительственному органу, ответственному за отношения с ЮНЕСКО, всех заявок, касающихся глобальных геопарков ЮНЕСКО, которые затем будут направлены ЮНЕСКО;

• обеспечение надлежащего исключения района из списка глобальных геопарков ЮНЕСКО в рамках МПГГ, если того пожелает этот район или если он не пройдет процесс повторной аттестации;

• содействие международному сотрудничеству между глобальными геопарками ЮНЕСКО;

• предоставление информации на национальном уровне относительно глобальных и региональных сетей глобальных геопарков ЮНЕСКО;

• осуществление и поддержка стратегий и мер по устойчивому развитию в глобальных геопарках ЮНЕСКО и между ними.

Настоящие Руководящие принципы деятельности глобальных геопарков ЮНЕСКО составлены на основе передовой практики. Государства-члены через свои национальные комитеты по геопаркам могут формулировать на национальном уровне дополнительные, более конкретные руководящие принципы для учета конкретного национального контекста.

Секретариат ЮНЕСКО будет поддерживать тесные связи с национальными комитетами по геопаркам и национальной комиссией по делам ЮНЕСКО или соответствующим правительственным органом, ответственным за отношения с ЮНЕСКО, на всех этапах процесса оценки и повторной аттестации потенциальных и существующих глобальных геопарков ЮНЕСКО.

Заявки и повторная аттестация должны сопровождаться письмом о поддержке со стороны национальной комиссии по делам ЮНЕСКО или соответствующего правительственного органа, ответственного за отношения с ЮНЕСКО.

4.5 Региональные и глобальные сети геопарков

С самого начала разработки концепции одним из основных принципов геопарков было сетевое взаимодействие. Сетевое взаимодействие в значительной мере способствует успеху движения за развитие геопарков и играет ценную роль в содействии обмену опытом, качественному управлению, разработке совместных инициатив и проектов и наращиванию потенциала. ЮНЕСКО поощряет укрепление региональных сетей геопарков и ГСГ. Вдохновленная работой сетей геопарков, ЮНЕСКО будет и далее оказывать поддержку и помощь таким сетям, координировать деятельность по созданию потенциала для глобальных геопарков ЮНЕСКО и поощрять обмен передовым опытом между глобальными геопарками ЮНЕСКО.

5. ПРОЦЕДУРА ПОДАЧИ ЗАЯВОК

5.1 Введение

Потенциальный глобальный геопарк может подать в ЮНЕСКО заявку на присвоение статуса в соответствии со строгой процедурой, точные детали и сроки которой указаны на сайте ЮНЕСКО.

5.2 Подача заявок

В каждом случае до подачи официальной заявки любой потенциальный глобальный геопарк ЮНЕСКО должен представить по официальным каналам, определяемым национальной комиссией по делам ЮНЕСКО или правительственным органом, ответственным за отношения с ЮНЕСКО, включая, в соответствующих случаях, национальный комитет по геопаркам, документ, подтверждающий его заинтересованность.

Секретариату ЮНЕСКО через официальный канал, определенный национальной комиссией по делам ЮНЕСКО или правительственным органом, ответственным за отношения с ЮНЕСКО, с привлечением, в соответствующих случаях, национального комитета по геопаркам, должен быть представлен полный и тщательно подготовленный пакет документов по заявке (включая подтверждающие материалы, демонстрирующие, что этот район уже фактически функционирует как глобальный геопарк в течение не менее одного года). Данное действие должно сопровождаться четко выраженным одобрением со стороны любого соответствующего местного или регионального органа власти и письмом о поддержке от национальной комиссии по делам ЮНЕСКО или правительственного органа, ответственного за отношения с ЮНЕСКО. Секретариат ЮНЕСКО должен привлекать национальный контактный центр к обмену всей информацией с потенциальным глобальным геопарком, включая выводы миссии по оценке на местах, решения Совета и одобрение со стороны Исполнительного совета ЮНЕСКО.

В целях обеспечения сбалансированной географической представленности глобальных геопарков ЮНЕСКО число «активных» заявок ограничивается двумя заявками на одно государство-член. Заявка считается «активной» по получении пакета документов Секретариатом ЮНЕСКО и перестает быть «активной» после принятия окончательного решения в отношении присвоения объекту статуса глобального геопарка ЮНЕСКО или в случае приостановки рассмотрения заявки. Рассмотрению на предмет присвоения статуса глобального геопарка ЮНЕСКО подлежат исключительно заявки, представленные государствами-членами ЮНЕСКО.

5.3 Оценка заявок

Секретариат ЮНЕСКО проверяет полноту каждой новой заявки. Если заявка оказывается неполной или составлена ненадлежащим образом, то Секретариат ЮНЕСКО просит представить пересмотренную заявку. После того, как заявка признана полной, Секретариат ЮНЕСКО направляет геологический раздел каждой новой заявки в секретариат МСГН для аналитической оценки.

Одновременно с этим Президиум Совета по глобальным геопаркам назначает максимум двух специалистов по оценке для осуществления полевой миссии. Расходы на поездки и проживание специалистов по оценке должны покрываться органом управления района, подавшего заявку. В качестве наблюдателей к этим миссиям могут присоединяться другие участники, в том числе представители национальных комитетов по геопаркам, которые не играют какой-либо роли при составлении отчета о миссии. Дополнительные участники этих миссий, выступающие в качестве наблюдателей, отвечают за финансирование своего участия в миссии.

После завершения полевой миссии по оценке специалисты по оценке должны подготовить и представить в Секретариат ЮНЕСКО соответствующий отчет, который затем передает этот отчет на рассмотрение Совета. Отчет должен быть составлен по типовой форме, подготовленной Советом.

Документация, касающаяся заявки о глобальном геопарке ЮНЕСКО, включая отчеты об аналитических оценках и отчеты специалистов по оценке, имеется в открытом доступе на сайте ЮНЕСКО.

5.4 Рассмотрение заявок

Рассмотрению на предмет оценки в качестве глобальных геопарков ЮНЕСКО подлежат только заявки государств-членов ЮНЕСКО. Заявки, касающиеся присвоения статуса и повторной аттестации глобальных геопарков ЮНЕСКО, ввиду их рассмотрения международной организацией, подлежат серии проверок, которые позволят государствам-членам осуществлять свою надзорную функцию:

(i) На национальном уровне любая заявка от потенциального глобального геопарка ЮНЕСКО должна рассматриваться и представляться Секретариату ЮНЕСКО через официальный канал, определенный национальной комиссией по делам ЮНЕСКО или правительственным органом, ответственным за отношения с ЮНЕСКО, с привлечением, в соответствующих случаях, национального комитета по геопаркам.

(ii) После получения полных заявок Секретариат ЮНЕСКО подготавливает краткий документ с описанием всех поступивших заявок о потенциальных глобальных геопарках ЮНЕСКО (одна страница резюме по каждой заявке, включая подробную карту) и обеспечивает доступ к нему в онлайновом режиме для рассмотрения государствами-членами на двух рабочих языках в течение 3месячного льготного периода.

(iii) На открытом ежегодном совещании Международной программы по геонаукам (МПГК) Секретариат ЮНЕСКО делает краткую открытую презентацию заявок, полученных от потенциальных глобальных геопарков ЮНЕСКО.

(iv) В случае поступления от какого-либо государства-члена в течение периодов или событий, упомянутых в пунктах (ii) и (iii) выше, письменного возражения в отношении предлагаемого глобального геопарка, эта номинация не передается для научной оценки, и решать этот вопрос должны будут соответствующие государства-члены.

5.5 Рекомендации и решения

Совет проводит рассмотрение каждой заявки, аналитической оценки геологического наследия и отчета об оценке на местах на основе критериев, указанных на сайте.

Совет может рекомендовать принять заявку, отклонить заявку или отложить ее рассмотрение максимально на два года, для того чтобы дать возможность внести улучшения, которые повысили бы ее качество. В случае переноса сроков рассмотрения заявки повторная оценка на местах в этот период не проводится.

Решения Совета апелляции не подлежат.

После вынесения в отношении заявок положительного заключения группой по оценке и принятия решения Советом Президиум рекомендует Генеральному директору включить соответствующий пункт в повестку дня Исполнительного совета ЮНЕСКО. В рамках этого пункта Исполнительному совету будет предложено одобрить заявки, утвержденные Советом. Подробные сведения о заявках будут содержаться в информационном документе, представляемом на рассмотрение Исполнительного совета.

Секретариат ЮНЕСКО уведомляет заявителя и ответственный национальный орган о решении Исполнительного совета.

После присвоения объекту статуса глобального геопарка ЮНЕСКО органам управления всех новых глобальных геопарков ЮНЕСКО будет предложено подписать правовую оговорку, освобождающую ЮНЕСКО от любой юридической или финансовой ответственности за территорию глобального геопарка ЮНЕСКО или осуществляемую на ней смежную деятельность.

5.6 Процедура повторной аттестации

В целях обеспечения неизменно высокого качества глобальных геопарков ЮНЕСКО в рамках МПГГ, в том числе качества управления всеми глобальными геопарками ЮНЕСКО, статус каждого глобального геопарка ЮНЕСКО подлежит тщательному повторному подтверждению каждые четыре года следующим образом:

(i) За один год до повторной аттестации Секретариату ЮНЕСКО представляется одностраничное резюме по глобальному геопарку ЮНЕСКО, статус которого подлежит повторной аттестации, в целях проведения проверки и представления ее результатов на рассмотрение Совета.

(ii) Орган управления глобального геопарка ЮНЕСКО, подлежащего повторной аттестации, готовит доклад о достигнутых результатах и за три месяца до проведения полевой миссии представляет его Секретариату ЮНЕСКО через официальный канал, определенный национальной комиссией по делам ЮНЕСКО или правительственным органом, ответственным за отношения с ЮНЕСКО, с привлечением, в соответствующих случаях, национальных комитетов по геопаркам. Доклады должны содержать комментарии о мерах, принятых для выполнения рекомендаций, сформулированных после предыдущей повторной аттестации; они должны составляться по типовой форме, разработанной Советом.

(iii) Президиум Совета по глобальным геопаркам ЮНЕСКО направляет до двух специалистов по оценке, в задачу которых входит подтверждение качества глобального геопарка ЮНЕСКО. Все расходы, связанные с указанной миссией, оплачиваются глобальным геопарком ЮНЕСКО, проходящим процедуру повторной аттестации.

(iv) В качестве наблюдателей в работе миссий по повторной аттестации могут участвовать другие заинтересованные стороны, в том числе представители национальных комитетов по геопаркам, не играя при этом какой-либо роли в подготовке доклада о миссии. Наблюдатели несут ответственность за финансирование своего участия в миссии по повторной аттестации.

(v) Отчет о такой миссии представляется Секретариату ЮНЕСКО для дальнейшего препровождения Совету, который рассмотрит его на своем ежегодном совещании.

(vi) Если в результате рассмотрения отчета о миссии Совет приходит к мнению, что глобальный геопарк ЮНЕСКО по-прежнему отвечает критериям, установленным в разделе 3 настоящих Руководящих принципов, в частности, что качество и управление этим районом улучшились или, по крайней мере, продолжают оставаться удовлетворительными со времени присвоения статуса или последней повторной аттестации, то Совет может принять решение о том, что этот район сохранит за собой статус глобального геопарка ЮНЕСКО в течение последующего четырехлетнего периода (так называемая «зеленая карточка»).

(vii) Если же по итогам рассмотрения отчета Совет приходит к мнению, что глобальный геопарк ЮНЕСКО уже не отвечает указанным критериям, он может принять решение информировать орган управления глобального геопарка ЮНЕСКО о необходимости предпринять в течение двухлетнего периода надлежащие шаги, призванные обеспечить соответствие критериям и их соблюдение. В таких случаях статус района как глобального геопарка ЮНЕСКО возобновляется только на двухлетний период, по истечении которого готовится новый доклад о достигнутых результатах и проводится новая миссия на местах на тех же условиях, которые указаны в пунктах (ii), (iii) и (iv) выше (так называемая «желтая карточка»).

(viii) Если через два года после получения «желтой карточки» глобальный геопарк ЮНЕСКО не отвечает критериям, то Совет, в случае необходимости, принимает решение о том, что соответствующий район утрачивает статус глобального геопарка ЮНЕСКО и все соответствующие права (так называемая «красная карточка»).

(ix) Совет может в любое время отозвать статус любого глобального геопарка ЮНЕСКО, если глобальный геопарк ЮНЕСКО не может по какой-либо причине пройти процесс повторной аттестации в соответствии с установленными в настоящем документе правилами или если глобальный геопарк ЮНЕСКО явным образом нарушает требования, предъявляемые к глобальным геопаркам ЮНЕСКО.

(x) Если глобальный геопарк ЮНЕСКО желает изменить свои размеры, при том, что любое такое изменение составляет менее 10% от существующей территории, то Совет может быть проинформирован о таком изменении письмом, направляемым через официальный канал, определенный национальной комиссией по делам ЮНЕСКО или правительственным органом, ответственным за отношения с ЮНЕСКО, Секретариату ЮНЕСКО с привлечением, в соответствующих случаях, национального комитета по геопаркам, в котором указываются причины такого изменения и подтверждается, что новая территория по-прежнему отвечает критериям глобального геопарка ЮНЕСКО. Совет может утвердить или отказать в утверждении таких изменений.

(xi) Если глобальный геопарк ЮНЕСКО желает изменить свои размеры, но предлагаемое изменение составляет более 10% от существующей территории, то необходима подача новой заявки в соответствии с процедурой, описанной выше. Аналогичные требования предъявляются и в том случае, если через глобальный геопарк ЮНЕСКО проходят новые международные границы. На такие заявки не распространяется ограничение числа «активных» заявок, подаваемых государством-членом в любой отдельный момент времени.

(xii) Все заявки о продлении статуса являются предметом проведения международной проверки, как описано в разделе 5.4.

(xiii) Решения Совета не подлежат апелляции.

Если государство-член желает отказаться от присвоенного объекту статуса глобального геопарка ЮНЕСКО, оно уведомляет об этом Секретариат ЮНЕСКО, который, в свою очередь, информирует Совет о соответствующем намерении государства-члена. После получения Секретариатом указанного уведомления о намерении глобальный геопарк ЮНЕСКО прекращает пользоваться всеми соответствующими правами и освобождается от соответствующих обязательств.

Критерии и рекомендации по применению, являющиеся частью настоящих Руководящих принципов деятельности, могут изменяться Генеральной конференцией по рекомендации Совета.

6. ФИНАНСИРОВАНИЕ

Глобальные геопарки ЮНЕСКО финансируются главным образом из внебюджетных источников без дополнительных финансовых расходов для ЮНЕСКО.

ГСГ вносит ежегодный добровольный взнос в ЮНЕСКО, эквивалентный, по крайней мере, 1 000 долл. на глобальный геопарк, с тем чтобы ЮНЕСКО могла пропагандировать глобальные геопарки ЮНЕСКО, а также обеспечивать организацию, содействие и поддержку деятельности по наращиванию потенциала, особенно в тех регионах мира, в которых нет или имеется мало глобальных геопарков ЮНЕСКО. Эти средства зачисляются на специальный счет ЮНЕСКО.

В целях содействия дальнейшему наращиванию потенциала будет проводиться активная работа по привлечению дополнительных внебюджетных средств, которые будут размещаться также на специальном счете для глобальных геопарков ЮНЕСКО.

Все расходы в отношении двух специалистов по оценке в рамках миссий по оценке и повторной аттестации, покрываются органом управления района, подающего заявку. Наблюдатели ответственны за обеспечение финансирования своего участия в полевых миссиях.

В исключительных случаях, и только в отношении развивающихся стран в Секретариат ЮНЕСКО может представляться заявка на оказании финансовой помощи для подготовки пакета заявочных документов и/или покрытия расходов в связи с миссией по оценке за счет внебюджетных средств ЮНЕСКО. Аналогичным образом и только в отношении развивающихся стран может подаваться просьба о том, чтобы расходы миссии по повторной аттестации были покрыты ГСГ или ЮНЕСКО из внебюджетных источников. Ни один глобальный геопарк ЮНЕСКО не может обращаться в ЮНЕСКО с подобными просьбами более двух раз.

Все расходы, связанные с заседаниями Совета и Президиума покрываются приглашающим глобальным геопарком ЮНЕСКО или любыми другими организаторами совещания. В том случае, если ни одно такое совещание не совпадает с ежегодным заседанием Совета, рассматривается возможность проведения совещания с использованием дистанционных средств. В качестве исключительной альтернативы Совет может выбрать вариант проведения своего совещания в Штаб-квартире ЮНЕСКО, при этом расходы покрываются ЮНЕСКО при условии наличия средств на специальном счете. В противном случае Совет и Президиум могут принять решение о переносе сроков проведения совещания.

Объем поступлений на специальный счет для глобальных геопарков ЮНЕСКО будет расти по мере увеличения числа глобальных геопарков ЮНЕСКО. Кроме того, отдельным глобальным геопаркам ЮНЕСКО в зависимости от поступлений, получаемых ими благодаря статусу глобального геопарка ЮНЕСКО, будет предложено вносить дополнительные взносы. В свете того, что глобальные геопарки ЮНЕСКО будут и далее финансировать все касающиеся их миссии по оценке и повторной аттестации, рост поступлений в связи с увлечением числа членов позволит высвободить дополнительные средства на цели наращивания потенциала. Кроме того, по мере увеличения числа глобальных геопарков ЮНЕСКО будет расширяться круг профессиональных экспертов, отвечающих критериям для включения в группу по оценке, что будет означать постоянное и нарастающее предложение услуг экспертов для проведения миссий по оценке и повторной аттестации.

7. СЕКРЕТАРИАТ

ЮНЕСКО выступает в качестве Секретариата для глобальных геопарков ЮНЕСКО и несет ответственность за их функционирование и популяризацию. Секретариат ЮНЕСКО обеспечивает управление процессом рассмотрения заявок потенциальных глобальных геопарков ЮНЕСКО и процессом повторной аттестации существующих глобальных геопарков ЮНЕСКО. Секретариат ЮНЕСКО поддерживает связи с МСГН и, в случае необходимости, с другими организациями для получения независимых аналитических научных оценок. Секретариат ЮНЕСКО поддерживает связи с ГСГ и, в случае необходимости, с другими организациями для получения независимых оценок на местах. Секретариат ЮНЕСКО готовит повестку дня и документацию заседаний Президиума и Совета и обеспечивает выполнение их рекомендаций, включая подготовку надлежащих документов для заседаний Исполнительного совета ЮНЕСКО, как указано в разделах 4 и 5. Секретариат ЮНЕСКО поддерживает связи с отдельными глобальными геопарками ЮНЕСКО для содействия деятельности в интересах устойчивого развития и международного сотрудничества.

Секретариат ЮНЕСКО информирует глобальные геопарки ЮНЕСКО, государства-члены, национальные комиссии по делам ЮНЕСКО, национальные комитеты по геопаркам и широкую общественность о деятельности глобальных геопарков ЮНЕСКО как индивидуально, так и в качестве сети, сосредоточивая внимание на передовом опыте в отношении целей ЮНЕСКО. Эта работа включает обновление списка глобальных геопарков ЮНЕСКО, публикуемого на сайте ЮНЕСКО, и регулярное представление докладов руководящим органам ЮНЕСКО.

8. НАРАЩИВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА

Основными принципами глобальных геопарков являются сетевое взаимодействие и обеспечение сбалансированной географической представленности всех государств-членов. Признавая весьма существенную роль, которую сетевое взаимодействие сыграло в успешном развитии глобальных геопарков, и его ценную роль в содействии обмену опытом, разработке совместных инициатив и проектов, а также очень важную роль, которую оно играет в деле наращивания потенциала, ЮНЕСКО через МПГГ будет поощрять укрепление региональных сетей и ГСГ.

Именно посредством взаимодействия с этими сетями МПГГ может выполнять свою роль по наращиванию потенциала на региональном и национальном уровнях для глобальных геопарков ЮНЕСКО, потенциальных геопарков и любых других заинтересованных государств-членов, особенно в тех регионах мира, где нет или имеется мало геопарков. В частности, ЮНЕСКО будет стремиться оказывать поддержку, по крайней мере, одному ежегодному региональному семинару по наращиванию потенциала в недопредставленных регионах. Этому будет способствовать использование средств, имеющихся на специальном счете для глобальных геопарков ЮНЕСКО. Наряду с этим МПГГ будет играть активную роль в развитии партнерских связей и в обмене передовым опытом между глобальными геопарками ЮНЕСКО и потенциальными глобальными геопарками и, по возможности, содействовать финансированию обмена опытом между ними. Кроме того, МПГГ будет стремиться оказывать поддержку одному ежегодному учебному курсу для новых членов в реестре специалистов по оценке ГСГ.

МПГГ может также, в зависимости от конкретного случая и наличия достаточных средств, проводить или поддерживать другие учебные курсы, конференции и семинары, касающиеся глобальных геопарков ЮНЕСКО. Эти инициативы могут быть организованы во взаимодействии с соответствующими государственными или частными организациями.

МПГГ изучит вопрос о создании онлайнового инструмента для документирования опыта и передовой практики сообщества глобальных геопарков и обмена такой информацией.