ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ПРЕДМЕТЫ, КОЛЛЕКЦИИ И
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ КАК КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ
Г.Н.Киселев (СПбГУ),
email genkiselev@yandex.ru
В текущем тысячелетии естественнонаучные предметы, коллекции и
памятники природы очень быстро меняют свой статус. Если ранее они были исключительно
объектами изучения естественнонаучных дисциплин, то в настоящее время они все
чаще используются в прикладных целях и в условиях рыночной экономики эти
предметы становятся объектами туристического бизнеса и расширяющегося рынка [2]. В соответствии с Федеральным Законом №4806-1
от 15.04. 1993 г.» О вывозе и ввозе культурных ценностей» и рекомендациями
международной Конвенции «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение
незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные
ценности» (Генеральная Конференция ООН от 14.11.1970 г.) «редкие коллекции и
образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей
науки, как минералогия, анатомия и палеонтология», включены в категорию
культурных ценностей.
Указанные особенности естественнонаучных предметов необходимо учитывать
в образовательном процессе в университете.
Модернизация образовательных программ бакалавриата на геологическом и
биолого-почвенном факультетах СПбГУ в системе стандартов третьего поколения
предполагает включение в структуру профессиональных компетенций чтение
вариативных курсов, подготовленных преподавателями близких естественнонаучных
факультетов (Киселев, 2008). Одним из примеров реализации данного тренда
является включение в программу подготовки по направлениям биология и
почвоведение курса по выбору «Естественнонаучные предметы, коллекции и
памятники природы как культурные ценности».
В задачи курса входит:
Раскрытие особенностей прикладного использования биоресурсов, недр и
памятников природы юридическими и физическими лицами в условиях рынка [1].
Овладение основами атрибуции, экспертизы и оценки биологических,
минералогических и палеонтологических предметов как культурных ценностей в
случае их вывоза из России или при обмене между музеями или частными лицами.
Особое внимание уделяется специфике обращения (перемещение, купля-продажа,
обмен, дарение) естественнонаучных предметов между частными музеями и
физическими лицами.
Изучение законодательных актов по естественнонаучной и природоохранной
тематике. Выяснение особенностей документального оформления и перемещения
таких объектов через таможню РФ и других сопредельных стран.
Рассматриваются вопросы менеджмента коллекций на внутреннем и
зарубежных рынках и ознакомление с вопросами их оценки в соответствии с
законом РФ «Об оценочной деятельности».
Изучение специфики естественнонаучных предметов и коллекций
осуществляется в процессе посещения музеев различной принадлежности и подчиненности
(не менее трех, в том числе мамонтовая коллекция в Зоологическом музее ЗИН
РАН, палеонтологический и минералогический музеи СПбГУ, Горный музей СПбГИ. По
итогам прослушанного курса (зачет) каждый студент проведет атрибуцию и напишет
экспертное заключение по 10 палеонтологическим, геологическим и биологическим
предметам. Обоснование экспертного заключения студентом проводится в форме
ролевой деловой игры
Все студенты знакомятся с особо охраняемыми природными территориями
(ООПТ). В соответствии с рекомендациями Всемирного союза охраны природы (МСОП)
выделяются следующие категории ООПТ:
Ia - строгий природный резерват;
Ib - территория дикой природы;
II - национальный парк;
III - памятник природы;
IV - территория управления видами или местообитаниями;
V - охраняемый ландшафт;
VI - управляемая ресурсная территория.
Знакомство с ООПТ происходит в процессе полевых учебных практик на территории Ленинградской и
Новгородской областей и Карелии [3].
В число обязательных посещений входит изучение горных пород и окаменелостей в
каньоне р. Тосно, Саблинских пещер, р. Поповки (г. Павловск),
Балтийско-Ладожского глинта и Дудергофских высот. Результаты ознакомления с
ООПТ включаются в отчет учебной группы по итогам полевой практики.
1. Карпунин А.М. Геологические памятники природы России: Природное наследие России /
А.М.Карпунин, С.В.Мамонов, О.А.Мироненко, А.Р. Соколов/Под ред. Орлова В.П..- СПб.:
Изд-во «ЛОРИЕН», 1998. -356 с.
2. Киселев Г.Н. Естественнонаучные предметы и коллекции как культурные ценности. Специфика
государственной экспертизы в случае их вывоза/ввоза из России. Курс по выбору
для студентов 2-го курса кафедры музейного дела и охраны памятников СПбГУ./Геологи,
геоэкология, эволюционная география: Коллективная монография /Под ред.
Е.М.Нестерова.-СПб.:Изд-во «Эпиграф», 2008.С 314-115.
3. Красная книга природы Санкт-Петербурга./Отв ред. Г.А.Носков –СПб.:. изд-во
АНО НПО «Профессионал», 2004,-416 с., ил.