Для перехода к округу  щелкните по нему мышкой

 КАРТА РОССИИ

 Округа:
  Дальневосточный
  Приволжский
  Северо-Западный
  Северо-Кавказский
  Сибирский
  Уральский
  Центральный
  Южный




перейти к этому уникальному геологическому объекту



Государственная геологическиая карта России

Геологические музеи России

Геопарки России
Северо-Западный Ф.О. Центральный Ф.О. Приволжский Ф.О. Южный Ф.О. Северо-Кавказский Ф.О. Уральский Ф.О. Сибирский Ф.О. Дальневосточный Ф.О.
 
    Главная     Новости     Документы     Библиотека     О проекте     Контакты     ГЕОЛ. МУЗЕИ РОССИИ
 К списку тезисов

СПЕЦКУРС

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ПРЕДМЕТЫ, КОЛЛЕКЦИИ И ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ КАК КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ

 

Г.Н.Киселев (СПбГУ), email genkiselev@yandex.ru

 

В текущем тысячелетии естественнонаучные предметы, коллекции и памятники природы очень быстро меняют свой статус. Если ранее они  были исключительно объектами изучения естественнонаучных дисциплин, то в настоящее время они все чаще используются в прикладных целях и в условиях рыночной экономики эти  предметы становятся объектами туристического бизнеса и расширяющегося рынка [2]. В соответствии с Федеральным  Законом №4806-1 от 15.04. 1993 г.» О вывозе и ввозе культурных ценностей» и рекомендациями  международной Конвенции «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности» (Генеральная Конференция ООН от 14.11.1970 г.) «редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология», включены в категорию культурных ценностей.
Указанные особенности естественнонаучных предметов необходимо учитывать в образовательном процессе в университете.
Модернизация образовательных программ бакалавриата на геологическом и биолого-почвенном факультетах СПбГУ в системе стандартов третьего поколения предполагает включение  в структуру профессиональных компетенций чтение  вариативных курсов, подготовленных преподавателями близких естественнонаучных факультетов (Киселев, 2008). Одним из примеров реализации данного тренда является включение в программу подготовки по направлениям биология и почвоведение курса по выбору «Естественнонаучные предметы, коллекции и памятники природы как культурные ценности».
В задачи курса входит:
Раскрытие особенностей прикладного использования биоресурсов, недр и памятников природы юридическими и физическими лицами в условиях рынка [1].
Овладение основами атрибуции, экспертизы и оценки  биологических, минералогических и палеонтологических предметов как культурных ценностей в случае их вывоза из России или при обмене между музеями или частными лицами. Особое внимание уделяется специфике обращения (перемещение, купля-продажа, обмен, дарение) естественнонаучных предметов между частными музеями и физическими  лицами.  
Изучение  законодательных актов по естественнонаучной и природоохранной тематике.  Выяснение особенностей документального оформления и перемещения таких объектов через   таможню РФ и других сопредельных стран.
Рассматриваются вопросы менеджмента  коллекций на внутреннем и зарубежных рынках и  ознакомление с  вопросами их оценки в соответствии с законом РФ «Об оценочной деятельности».
Изучение специфики естественнонаучных предметов и коллекций осуществляется  в процессе  посещения  музеев различной принадлежности и подчиненности (не менее трех, в том числе мамонтовая коллекция  в Зоологическом музее  ЗИН РАН, палеонтологический и минералогический музеи СПбГУ, Горный музей СПбГИ. По итогам прослушанного курса (зачет) каждый студент проведет атрибуцию и напишет экспертное заключение по 10 палеонтологическим, геологическим и биологическим  предметам. Обоснование  экспертного заключения студентом проводится в форме ролевой деловой игры
Все студенты знакомятся с особо охраняемыми природными территориями (ООПТ). В соответствии с рекомендациями Всемирного союза охраны природы (МСОП) выделяются следующие категории ООПТ:
Ia - строгий природный резерват;
Ib - территория дикой природы;
II - национальный парк;
III - памятник природы;
IV - территория управления видами или местообитаниями;
V - охраняемый ландшафт;
VI - управляемая ресурсная территория.

Знакомство с ООПТ происходит в процессе полевых учебных практик на территории Ленинградской и Новгородской областей и Карелии  [3]. В число обязательных посещений входит изучение горных пород и окаменелостей в каньоне р. Тосно, Саблинских пещер, р. Поповки (г. Павловск), Балтийско-Ладожского глинта и Дудергофских высот. Результаты ознакомления с ООПТ включаются в отчет учебной группы по итогам полевой практики.

1. Карпунин А.М. Геологические памятники природы России: Природное наследие России / А.М.Карпунин, С.В.Мамонов, О.А.Мироненко, А.Р. Соколов/Под ред. Орлова В.П..- СПб.: Изд-во «ЛОРИЕН», 1998. -356 с.
2. Киселев Г.Н. Естественнонаучные предметы и коллекции как культурные ценности. Специфика государственной экспертизы в случае их вывоза/ввоза из России. Курс по выбору для студентов 2-го курса кафедры музейного дела и охраны памятников СПбГУ./Геологи, геоэкология, эволюционная  география: Коллективная монография /Под ред. Е.М.Нестерова.-СПб.:Изд-во «Эпиграф», 2008.С 314-115.
3. Красная книга природы Санкт-Петербурга./Отв ред. Г.А.Носков –СПб.:. изд-во  АНО НПО «Профессионал», 2004,-416 с., ил.


 К списку тезисов
 

ПОИСК ПО НАЗВАНИЮ
искать

Выбор объекта по ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ


Выбор по номенклатуре Госгеолкарты:


 
    Главная       support@geomem.ru      Мы в Google+(812)328-90-38 Разработано в ФГБУ «ВСЕГЕИ» г.Санкт-Петербург,   2011-2017г.     Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.