МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНВЕНЦИИ О ЕСТЕТСТВЕННОИСТОРИЧЕСКИХ
КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЯХ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В ПРОГРАММАХ БАКАЛАВРИАТА НА ГЕОЛОГИЧЕСКОМ
И БИОЛОГО-ПОЧВЕННОМ ФАКУЛЬТЕТАХ СПбГУ
Г.Н.Киселев (СПбГУ, С.-Петербург) email: genkiselev@yandex.ru
В текущем тысячелетии естественноисторические предметы,
коллекции и памятники природы очень быстро меняют свой статус. Если ранее они
были исключительно объектами изучения естественнонаучных дисциплин, то в настоящее
время все чаще используются в прикладных целях и в условиях рыночной экономики
эти предметы становятся объектами туристического бизнеса и расширяющегося
рынка. В соответствии с Федеральным Законом №4806-1 от 15.04. 1993 г.» О вывозе и ввозе культурных ценностей и рекомендациями международной Конвенции «О мерах,
направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и
передачи права собственности на культурные ценности» (Генральная Конференция
ООН от 14.11.1970 г.) «редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы,
представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и
палеонтология», включены в категорию культурных ценностей.
Указанные особенности естественнонаучных предметов учитываются
в образовательном процессе в Санкт Петербургском государственном университете.
Модернизация образовательных программ бакалавриата на
геологическом и биолого-почвенном факультетах СПбГУ в системе стандартов
третьего поколения предполагает включение в структуру профессиональных
компетенций чтение вариативных курсов, подготовленных преподавателями близких
естественнонаучных факультетов (Киселев, 2008). Одним из примеров реализации
данного тренда является включение в программу подготовки по направлениям
биология и почвоведение курса по выбору «Естественнонаучные предметы, коллекции
и памятники природы как культурные ценности» и курса «Практическая и прикладная
палеонтология» на геологическом факультете.
В задачи курсов входит:
Раскрытие особенностей прикладного использования биоресурсов, недр
и памятников природы юридическими и физическими лицами в условиях рынка
(Карпунин, 1998).
Овладение основами атрибуции, экспертизы и оценки биологических,
минералогических и палеонтологических предметов как культурных ценностей в
случае их вывоза из России или при обмене между музеями или частными лицами.
Особое внимание уделяется специфике обращения (перемещение, купля-продажа,
обмен, дарение) естественнонаучных предметов между частными музеями и физическими
лицами (Киселев, 2008).
Изучение законодательных актов по естественнонаучной и
природоохранной тематике.
Выяснение особенностей документального оформления и перемещения
таких объектов через таможню РФ и других сопредельных стран.
Рассматриваются вопросы менеджмента коллекций на внутреннем и
зарубежных рынках и ознакомление с вопросами их оценки в соответствии с
законом РФ «Об оценочной деятельности».
Изучение специфики естественнонаучных предметов и коллекций
осуществляется в процессе посещения музеев различной принадлежности и подчиненности
(не менее трех, в том числе мамонтовая коллекция в Зоологическом музее ЗИН
РАН, палеонтологический и минералогический музеи СПбГУ, Горный музей СПбГИ. По
итогам прослушанного курса (зачет) каждый студент проводит атрибуцию и пишет
экспертное заключение по 10 палеонтологическим, геологическим и биологическим
предметам. Обоснование экспертного заключения студентом проводится в форме
ролевой деловой игры.
Все студенты знакомятся с особо охраняемыми природными территориями
(ООПТ, Носков, 2004)). В соответствии с рекомендациями Всемирного союза охраны
природы (МСОП) выделяются следующие категории ООПТ: 1a.- строгий
природный резерват; 1b.- территория дикой природы;II-.национальный
парк; III-памятник природы; IV- территория управления видами или
местообитаниями; V охраняемый ландшафт; VI- управляемая
ресурсная территория. Знакомство с ООПТ происходит в процессе полевых учебных
практик на территории Ленинградской и Новгородской областей и Карелии (Носков,
2004). В число обязательных посещений входит изучение горных пород и
окаменелостей в каньоне р.Тосно, Саблинских пещер, р.Поповки (г.Павловск),
Балтийско-Ладожского глинта и Дудергофских высот. Результаты ознакомления с
ООПТ включаются в отчет учебной группы по итогам полевой практики.
Литература.
Карпунин А.М. Геологические памятники природы России: Природное
наследие России / А.М.Карпунин, С.В.Мамонов, О.А.Мироненко, А.Р. Соколов/Под ред.
Орлова В.П..- СПб.: Изд-во «ЛОРИЕН», 1998. -356 с.
Киселев Г.Н. Естественнонаучные предметы и коллекции как культурные
ценности. Специфика государственной экспертизы в случае их вывоза/ввоза из
России. Курс по выбору для студентов 2-го курса кафедры музейного дела и охраны
памятников СПбГУ./Геологи, геоэкология, эволюционная география: Коллективная
монография /Под ред. Е.М.Нестерова.-СПб.:Изд-во «Эпиграф», 2008.С 314-115.
Красная книга природы Санкт-Петербурга./Отв ред. Г.А.Носков –СПб.:. изд-во
АНО НПО «Профессионал», 2004,-416 с., ил.